В 1939 году в Москве после записи концерта на телевидении нам вручили пригласительные билеты в Большой театр на балет «Бахчисарайский фонтан». Поскольку в нашей группе я была самой шустрой, то я и повела всех в метро. Аппаз ага не хотел ехать в метро: «У этого поезда такая скорость, что мое сердце не выдержит…» – «Ничего страшного нет. Только садитесь поближе к дверям: выходить легче!» – успокоила я.
Доехали до нужной станции, вышли. Двери вагона закрылись и зажали полу пиджака, в котором был Аппаз ага. Он очень испугался, но успел вытащить руки из рукавов, а его старый пиджак из простого тонкого ситца, зажатый в дверях тронувшегося поезда, развеваясь, словно черный флаг, под хохот стоявших на платформе вскоре исчез из виду. Бедняга Аппаз ага с криком бросился за ним вслед, тщетно пытаясь догнать. Мы проехали до следующей станции, забрали там злосчастный пиджак, вернулись назад и направились в театр.
Однако, как говорится, чему быть, того не миновать. Из шести наших билетов три были в партер, три – на третий ярус. Аппаз ага, Исмаил ага и я остались в партере, дареджи Сулейман, Ахмет и Мемиш поднялись наверх. Я, как «самая опытная», предупредила: «Помните историю с пиджаком, поэтому не ищите новых приключений: сидите там тихо!» Музыканты, согласно кивнув в ответ, пошли занимать свои места. В таком театре они впервые, и в первый раз им предстояло смотреь балет.
Спектакль начался. Свободных мест нет. Все затихли, смотрят на сцену. И вот в самый захватывающий, самый красивый момент случилось нечто ужасное. В полной тишине, царившей в зале, с третьего яруса раздается громкий голос дареджи Сулеймана: «Аппаз, ал мынавы быджакъны, къапыгъа чыкъ, мен бездим, къайтам энди!»* – крикнул он и кинул пиджак в партер, стараясь попасть им в нас.
О, этот пиджак! Два раза за один день! Второй случай затмил «комедию» в метро. Зрители повскакивали, кто-то дико заверещал – над ними, раскинув в стороны полы и рукава, свободно парил старый пиджак. Затем, как черный парашют, он стал опускаться прямо на головы разодетых по последней моде дам… Аппаз уста вскочил и стал его ловить. Зал – в шоке. Я, сгорая от стыда, выбежала в вестибюль. Уже было не до балета.
Вернувшись в гостиницу, мы накинулись с упреками на Сулейман ага. Растерянный старик оправдывался: «Да надоел мне, дочка, этот балет! Ничего я в нем не понимаю… Только девушки все время задирают ноги – и больше ничего нет…» Конечно, и его, бедолагу, было жаль: за свои семьдесят лет он видел выступления только народных ансамблей. Легко ли ему было понять то, что нравилось мне в мои двадцать семь? Так вот и закончился для нас балет.
_____________
*Аппаз, забери свой пиджак! Мне надоело это смотреть, я ухожу!
Эреджепова С. Меним энишли-ёкъушлы ёлларым. – Акъмесджит: Таврия, 1995. – 77-78 с.
(Перевод мой. – Л.Ю.)
Кто на эту гениальную певицу написал донос? По чьей "милости" эта женщина отбывала почти 6 лет в лагере на Урале, на лесоповале?
ОтветитьУдалить