18.08.2013

Асан Чергеев. Баллада «Судьба»


Балладу «Такъдир» (Судьба) Асан Чергеев написал в 1909 г., в 1917 ее издали отдельной книжкой. Это небольшое по объему, но очень емкое по содержанию, выразительное произведение.

В первых строчках произведения Чергеев, словно живописец, скупыми, но точными штрихами рисует обстановку, в которой развернутся дальнейшие события (подстрочный перевод):

Над высоким дворцом плывут четыре тучи.
Потухли в окнах огни, все легли спать.
Луч месяца не может пробиться к земле сквозь тучи.
В саду беспокойно кричат птицы, предвещая плохую погоду.

И читатель сразу понимает, чувствует: не о счастливой судьбе пойдет дальше речь. На чью же долю она выпала? На женскую.

Чергеев раскрывает сложный женский характер и показывает борьбу женщины против существующего порядка вещей. С огромным поэтическим мастерством рисует он жизнь затворницы, живущей, словно птица в клетке. Отец, собирается выдать Эсму, героиню баллады, замуж за незнакомого ей человека. Эсма протестует, восстает против старых традиций, против закабаления женщины. Но силы оказались неравными. Эсма, не выдержав мучений, принимает яд и погибает, тем самым бросив вызов существующему строю.

Один из выдающихся поэтов крымскотатарской литературы Абдулла Лятиф-заде так отозвался о «Судьбе»: «Это произведение – яркое изображение тяжелого положения женщин, картина убийства ее духа и воли».

«Продал, словно рабыню, – думает Эсма об отце. – Такова участь девушек. Говорят, такова судьба. Продают нас, словно мы животные. Мы ничто в сравнении с мужчинами. О, Всевышний! Ведь ты создал нас, как и мужчин, людьми. Почему же все права ты отдал мужчинам, нас же лишил даже права голоса?! Со слезами на глазах, с разрывающимся от боли сердцем идут девушки замуж за нелюбимых по приказу отцов. Их дальнейшая жизнь – чернее угля. Мужья обращаются с ними, как с невольницами. Даже самый трусливый на улице мужчина дома ведет себя как герой».

К сожалению, нельзя пересказать поэтическое произведение, тем более, если оно написано мастером высокого класса. Поэт находит такие слова, рифмы, метафоры, сравнения, что перед читателями возникает живая, конкретная, прелестная Эсма. Ее горе глубоко волнует читателя, и он искренне повторяет вслед за Эсмой: «Будь проклята такая судьба!»

И вдруг… «Вдруг в комнате возник туман. Из него появился старик. «Дочка, – сказал он, – остановись. Я – Такдир, Судьба. Не проклинай меня. Я бросил свою работу, потому что люди уже не слушаются меня, все делают по-своему. Сейчас всё решают деньги. Вот и отец твой, вопреки Судьбе, отдает тебя богатому человеку. Я ничего не могу поделать». Сказал и исчез».

Какую судьбу готовил Эсме старик Такдир? Об этом можно только догадываться. «Но не деньги решают судьбу человека – это уж точно», – такой вывод следует сделать из происходящих событий, описанных А.Чергеевым.

Несмотря на юный возраст, Эсма оказалась сильным человеком: «Не буду проклинать судьбу. Но замуж без любви не пойду». Взяла Эсма в руки яд, задумалась: «Еще два слова: жизнь все равно заканчивается смертью, раньше или позже, – такой уж заведен порядок в мире. Душа моя не будет пленницей».

Несчастные женщины: они как птицы в клетке. И пусть эта клетка золотая, им от этого не легче. Отворитесь, ворота, рухни, забор!

Перед тем, как принять яд, Эсма выпустила на волю птичку, что жила в клетке в ее комнате: «Лети, маленькая, на свободу. Вспоминай меня иногда…» Вслед за птицей вырвалась на волю и душа Эсмы:

Собирались гости на свадьбу, а попали на похороны…
Похоронили Эсму у дороги, над могилой воздвигли белый мавзолей.
Проходя мимо него, путники произносят слова молитвы.
Часто сюда прилетает птичка.
Сядет на могильный камень, споет свою грустную песню.

В балладе «Судьба», как и в других своих произведениях, Чергеев воплотил всеобщий закон искусства – закон единства содержания и формы. Написанная простым, но точным и выразительным языком, она содержательна, целостна и гармонична.

1 комментарий:

  1. Алейкум селям, Лиля ханым! Окъудим, бегендим, амма, бу репродукция, мен беллесем, бу шеерге догъру олмаз. Бу къыз ич крымтатар къызгъа ошамай. Сагъ олуниз!

    ОтветитьУдалить