14.03.2022

Загадочное имя, или Тетимара в Крыму

Тамара Абкелямова. 1955 г.


Тамара Абкелямова, родившаяся 14 марта 1933 года в Ичкинском районе Крым. АССР, говорила, что при рождении ей дали имя Тетимара. С этим именем она прожила 11 лет. После выселения крымских татар из Крыма в 1944 году ей выдали документ, в котором указывалось другое имя – Тамара.

Тетимара – необычное имя. И мы думали, что его сочинили начитанные родители. Пока в начале 2000-х не познакомились с еще одной Тетимарой в Крыму.

Тамара Алиева. 1964 г.




Тамара Киббар къызы Алиева, родилась 3 мая 1928 года в селе Биюк-Яшлав Бахчисарайского района (ныне с. Репино). Ее имя Тетимара также было изменено администрацией спецпоселения.

Случайность? Совпадение? Или закономерность? 

Кстати, при запросе в Яндексе о значении и происхождении имени Тетимара, он тоже переходит на имя Тамара. 

От Тамары – к Томирис. По одной из версий, женское имя Томирис произошло от «temir», которое в переводе с тюркского языка означает «железная». По другой – имя Томирис носила царица массагетов, которых древнегреческий историк Геродот и его современники считали скифским племенем. Впрочем, скифы – те же тюрки.

Вернемся к имени Тетимара. Знатоки восточных языков переводят вторую часть имени «маро» (или «мару») как слово «я» [о высокопоставленном лице] и утверждают, что оно используется в именах с глубокой древности. Также оно имеет значение пожелания блага. А «мари» связывают с морем. Кстати, в Крыму их два.

И все-таки интернет «в растерянности». Но не безнадежно 😏. По крайней мере, он подтвердил, что имя крымскотатарских девочек – не выдумка их образованных родителей. Так, в 2022 году интернет нашел наших современников с подобным именем и созвучные топонимы. Вот лишь часть из предлагаемого им списка:

Titimary Santiago, живет в г. Орландо (США)

Teumira Westy Tetimara  из г. Лубанго (Ангола) 

Tetimara Manuel Teixeira из г. Лоренс (США) 

Teti Mara Teti, живет в г. Kuningan Timur (Индонезия)

Эшевис Тетимар – один из основных персонажей романа-фэнтези «Император гоблинов» американской писательницы Кэтрин Эдисон, получившей за него премию Locus-2015.

Город Титимаре в Мозамбике (Африка)

Остров Тетимару (Îlot Tetimaru), Французская Полинезия. 

Невероятно, но, несмотря на неясную пока этимологию, загадочное имя Тетимара каким-то удивительным образом объединило полмира в одном маленьком Крыму.

10.03.2022

Слова-обереги у крымских татар

            Каким бы цивилизованным и прогрессивным ни было современное человечество, люди используют в своей речи слова-обереги, которые могут, по их мнению, оградить от несчастья и происков «темных сил». 

Не исключение, естественно, и крымские татары. Слова-обереги использовались на протяжении многих веков, некоторые из них – задолго до принятия ислама. Приведенные ниже записала так, как слышала. Надеюсь, знающие люди поправят, исправят и дополнят 👍.

Ситуация 1. Человек узнал о каком-то несчастье, случившимся где-то или с кем-то. Он сразу произносит:

Якъамызда олса, ерге тюшсюн. 

Пусть подобное с нами не случится.

Буквальный перевод: Если оно (несчастье) у нас на воротнике (близко), пусть свалится на землю. Потому что земля в представлении крымских татар – не только сокровищница, кормилица, но и мать-защитница, дающая человеку силу.

Ситуация 2. Кто-то увидел твоего ребенка, новый дом, коня или что-то другое, и восхищается: «Какой здоровый! Какой большой! Какой красивый!» Этот человек не хочет никому зла, но чтобы все-таки не случилось сглаза, ему отвечают:

– Козюнъе къоян ташагъы. – 

Тебе в глаза яички кролика. Или вариант:

– Козюнъе папий ташагъы. – Тебе в глаза яички утки.

Именно так, хотя на крымскотатарском языке утка с яичками, то есть селезень,  – къочулы. Может, использование таких неожиданных, неуклюжих фраз связано с тем, чтобы снять «пафос» момента?

Ситуация 3. Ребенка сглазили (так думает мать). Она берет щепотку соли, три раза прокручивает ею над головой ребенка и бросает соль на открытый огонь со словами:

– Козь тийгенынъ козю туздай патласын. – 

Пусть глаза того, кто сглазил, лопнут, как соль.

Конечно, это не буквальное пожелание, а только стремление разорвать поток воруемой энергии. Соль начинает трещать, «лопаться» и разлетаться, с нею вместе исчезает сила сглаза.

Ситуация 4. Какой-то человек оскорбляет, унижает,  желает плохого или проклинает собеседника. Но тот в силу своей воспитанности не может отвечать ему в таком же духе. Он произносит защитную фразу:

– Айткъанынъ (эткенынъ) башынъа къайтсын. – 

Пусть это все вернется тебе.


Ситуация 5. В любой неопределенной ситуации произносят:

– Сонъу хайырлы олсун. – Пусть все завершится благополучно.

Ситуация 6. Человек увидел сон, он говорит собеседнику, что хочет рассказать ему свой сон. Слушатель говорит:

– Хайырдыр! – К добру.

– Хайыр къаршынъа. – 

Добро (благополучие) тебе навстречу.

Считается: без этой словесной формулы сон может обернуться плохой стороной как для рассказчика, так и для слушателя.


Ситуация 7. Кто-то собирается в дорогу. В момент выхода или отъезда он сам или провожающие говорят:

– Хайырлы вакъытте, хайырлы сатте. – В доброе время, в добрый час (пусть начинается путь).

Ситуация 8. Человек в порыве гнева или отчаяния может произнести вслух что-нибудь плохое. Например: «Лучше бы я умер!», «Гори все огнем!», «Да у меня все равно ничего не получится!», «Он ничего не умеет!» Услышавший нечто подобное, быстро произносит:

– Агъызынъдан ель алсын! – 

Пусть ветер унесет (эти слова, пока они не успели достичь неба). То есть, чтобы эти слова не сбылись.

Ситуация 9. Человеку попала смешинка в рот, он смеется, как говорится, полной грудью. А потом вдруг спохватывается и, боясь сглазить сам себя, говорит:

– Эйиликке олсун. – Пусть будет во благо.

– Эйиликке олсун! – так же говорят человеку, купившему, например, новую одежду, машину или другую вещь. Тогда он отвечает:

– Дарысы сизге олсун! – И вам того же самого желаю (приобрести что-то необходимое и приятное)!


Ситуация 10. Когда человеку желают чего-нибудь хорошего, он, кроме благодарности, обычно добавляет:

Джумлемизге! – Всем нам (того же).

Человек понимает, что он не может быть вполне здоровым, счастливым, богатым и спокойным, если вокруг него больные, несчастные и бедные люди.


Алла бизни къорчаласын!

08.03.2022

Живи и помни

 Рассказала Эмине Садыковна Зейналиева (Юнусова)

Садык Юнусов. Школа с. Кирички, Ичкинский район, 1936 год.

















       Безгранична память людская, она хранит сотни и сотни тысяч имен и событий. Бережно храним мы в своей памяти события давно минувших дней. Благодаря памяти живет в нас прошлое. И пока мы помним, наши родные и близкие живут в наших сердцах, в делах и поступках…

Одно из таких имен – Сыдыик Аблямит оглы Юнусов, бабам, мой папа. Родился он в 1927 году в селе Азберды Карасубазарского района Крымской АССР.  

Его отец  Аблямит Юнусов  (1887-1945)  был самым младшим, двенадцатым ребёнком в семье. Однако после принудительного переселения в 1944 году крымских татар найти удалось только сестру Саре и ее семью.

Аблямит, высокий и крепкий мужчина, работал овощеводом в колхозе. Очень любил животных, особенно кошек, собак и лошадей. Бродячие и больные животные находили приют и заботу в его доме. Впрочем, он и умер, заразившись эхинококком от больной кошки. 

Жизнь не баловала Аблямита. Первый его брак распался, так как не было детей. Второй, с матерью Садыка, закончился трагически. Он взял в жены молодую вдову Зайде с дочкой Назифе. Потом у них родились дочь Эдие, сыновья Ваит, Садык, Риза. 

Зайде (1894) умерла в 1932 году, не оправившись после тяжелых родов, затем умер и ребенок. Рассказывают, что мальчику было несколько месяцев, он в одной рубашонке лежал на постели, когда открылась дверь и на пороге появился сосед. В этот момент ребенок начал писить, высокая и сильная струя удивила соседа: «Ого! – воскликнул он. – Батыр!» К утру мальчик, до того бывший абсолютно здоровым, неожиданно умер.

Вскоре старшая дочь Назифе вышла замуж. Дома на хозяйстве осталась дочь Эдие. Но девочка-подросток одна не справлялась. Детей нужно было поднимать, а мужчине одному это сделать трудно, и Аблямит снова женился, в третий раз. В этом браке родился сын Лёман, но брак не заладился: Насибе, так звали третью жену, всю свою любовь отдавала своему ребенку, обделяя и обижая остальных. Аблямит развелся с ней и взял в жены бездетную женщину по имени Къуртмелек. Она стала хорошей матерью для всех его детей. Къуртмелек осталась с детьми Аблямита после его смерти, с ними вместе была и в ссылке. Из шестерых детей Аблямита выжили трое – Эдие, Садык и Лёман.

Садык рос смышленым, озорным, хулиганистым пацаном. Учился легко и хорошо, схватывая все на лету. Особенно любил математику и литературу. Память на цифры, даты и имена у него была феноменальная. Случалось, менее успешные одноклассники подлавливали его где-то за углом и требовали, чтобы он им дал списать домашнее задание. Иногда он это делал, а чаще дрался и избитый приходил домой, но не сдавался. Садык очень много – том за томом – запоем читал книги, особенно приключенческую литературу: Жюль Верн, Фенимор Купер, Майн Рид, истории об Александре Македонском и его верном коне по кличке Буцефал.

Наверно, Садык больше других детей не ладил с мачехой Насибе. Ни ее злость и жалобы, ни увещевания отца не могли ограничить его свободы. Все свободное от учебы время он проводил вне дома, в босоногих приключениях по селу. «Бывало, – рассказывал он, – во время бега собьешь ноготь, ударившись ногой о камень на дороге, больно, кровь течет. Остановишься, присыплешь придорожной пылью рану, кровь перестает течь – и бежишь дальше догонять друзей». С товарищами ходили в ночное, бегали в поля и на бахчи.  

Садык – кареглазый, загорелый, высокий и дерзкий мальчишка с неизменной рогаткой, висящей на груди. Таким его запомнили Тамара, маленькая беленькая девочка с зелеными глазами, – его будущая жена, и друзья: Расим Зейналиев, Мамут Сеитов, братья Ваит и Риза Абкелямовы. Мальчики играли, прячась в кураях, стреляли воробьев из рогаток, скакали на лошадях без седла – до мозолей на пятой точке. Словно вольный ветер была вольной эта ватага мальчишек.

Но когда Садык начинал рассказывать о своем коне, почему-то казалось, что самой большой любовью и самым верным его другом был их конь по кличке Мальчик. Это был красивый вороной жеребец с маленькой головой и широкой грудью. Мальчик был породистым конем, отбракованным из-за бельма на глазу. Спокойный, верный и смелый Мальчик имел только один страх: как завидит цыганскую кибитку – бежит от нее прочь сломя голову.

Однако в семье Аблямита наступили тяжелые времена, он заболел и вынужден был продать и дом в деревне Азберды, и верного Мальчика. Очень просил Садык не продавать коня. Но, видно, семье это было необходимо. Был продан не только дом, но и Мальчик…

Через несколько лет Садык случайно встретил своего Мальчика. Неужели вмешалась судьба-злодейка? Он был запряжен в цыганскую кибитку, в ту самую, которой всегда так боялся. Садык кинулся обнимать коня, и тот узнал его. Но старый цыган пришпорил коня и быстро уехал. Садык вначале побежал вслед, а потом остановился и долго смотрел другу вслед… Гремя и грохоча, раскачивалась цыганская кибитка, поднимая за собой клубы пыли, увеличивая расстояние между ними и уходя в небытие… Больше они никогда не встречались, но об этой дружбе Садык будет помнить всю жизнь. Даже умирая, он вспоминал своего Мальчика, и последние его слова были такие: «Мне бы коня оседлать и ускакать…» Вероятно, так оно и случилось... 18 мая 1999 года. 

19.02.2022

Принудительное переселение крымских татар спасло жизни миллионов советских людей

 

Через полтора месяца после начала войны, 30 августа 1941 года, Сталин в телеграмме в Лондон советскому послу И.М. Майскому писал: «Теперь против нас стоит на фронте более 300 дивизий. Говоря между нами, должен сказать Вам откровенно, что если не будет создан второй фронт в Европе в ближайшие три-четыре недели, мы и наши союзники можем проиграть дело» [1]. Однако союзники не спешили на помощь. 

Согласно рассекреченным 14 февраля 2017 года данным Госплана СССР, «потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч человек. Из них безвозвратные потери – более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения». Основные потери пришлись на первые три года войны: 1941-1943. Союзники находили отговорки, продолжая оттягивать открытие Второго фронта.

В феврале 1942 года по инициативе советского правительства был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), первым председателем которого стал Соломон Михоэлс. Цель ЕАК – «вовлечение в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всём мире». 

В 1943 году С. Михоэлс ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию с пропагандистскими заданиями организации финансовой поддержки военных действий СССР в войне с Германией. Так звучало официальное задание. На самом деле – проще: вы отдаете Крым евреям, мы вам открываем Второй фронт. Одновременно Михоэлс вел там переговоры о материальной поддержке еврейского переселения в Крым.

Несмотря на то, что весной 1928 года на Дальнем Востоке, в бывшем районе Амурской области была выделена территория «для нужд сплошного заселения трудящимися евреями» с административным центром Биробиджан и с перспективой превращения ее в еврейскую советскую республику, евреи были не довольны

В феврале 1944 г. С. Михоэлс, Ш. Эпштейн, И. Фефер обратились к руководству страны с «Запиской о Крыме», в которой предлагали (не просили!) создать еврейскую автономию в Крыму:

«... Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие имеющегося успешного опыта в развитии там еврейских национальных районов.

Создание еврейской советской республики раз и навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики, проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, и она может быть разрешена только в нашей великой социалистической стране.

В строительстве еврейской советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились. Исходя из вышеизложенного, предлагаем:

1. Создать еврейскую советскую социалистическую республику на территории Крыма.

2. Заблаговременно, до освобождения Крыма, назначить правительственную комиссию с целью разработки этого вопроса.

Мы надеемся, что Вы уделите должное внимание нашему предложению, от осуществления которого зависит судьба целого народа.» [2] 

На мой взгляд, особого внимания в данном обращении заслуживает и последнее предложение: в нем то ли скрытый торг, то ли откровенная угроза: от «внимания к нашему предложению» зависит судьба целого народа. Какого именно – еврейского, крымскотатарского или всего советского народа?

12 мая 1944 г. Крым был освобожден от фашистов. 

18 мая 1944 г. началось принудительное переселение крымских татар из Крыма. 

6 июня 1944 г. союзники открыли Второй фронт. 

Но после Победы попытка возобновления проекта еврейской автономии в Крыму была отвергнута Сталиным. Он не хотел иметь у себя под боком государственное образование, ориентированное на США. Что подтверждает даже такой, вроде бы и незначительный, но не единичный факт – цитата из Протокола допроса Юзефовича, члена Еврейского антифашистского комитета, от 26.01.1949 г.:

«Юзефович: Все мы приходили к единому мнению, что с точки зрения климата Крым является самым подходящим местом для создания еврейской республики.

Вопрос: Дело не в климатических условиях, а в том, что создать еврейскую республику в Крыму требовали ваши американские хозяева. Почему вы это скрывали?» [3]

Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны СССР получил поддержку США, Великобритании и других союзников, расплатившись за нее жизнью почти половины всего крымскотатарского народа, уничтожением государственности крымских татар, их культуры и истории. 

Это одна из величайших трагедий современного мира. Однако в ней есть, как ни странно, светлый момент. Принудительное переселение крымских татар послужило открытию Второго фронта, и война закончилась, по меньшей мере, на год раньше. Благодаря этому несколько миллионов военнослужащих остались живы; экономика страны, перестав надрывно работать на фронт и получив небольшое облегчение, начала восстанавливаться, что, в свою очередь, спасло миллионы жизней в тылу.

Совсем не удивительно, что трагедия древнего автохтонного народа осталась незамеченной  демократами, либералами и прочими ярыми поборниками справедливости «цивилизованной» Европы и «прогрессивного» Запада. Ибо они образец лицемерия.

И наши историки знают об этом, но молчат. Ну, если и не молчат, то тихо пишут в сугубо научных изданиях, которые не читают широкие массы населения. В результате многочисленные диванные историки рьяно соревнуются в том, кто повычурнее оскорбит крымских татар. 

А по-справедливости нужно просто сказать: «Простите нас, крымские татары! Вашим горем и страданиями были спасены миллионы советских людей. Обвинения против вашего народа были необоснованными, ложными». И первым – вслух и отчетливо – об этом сказал Владимир Путин, Президент России. 

Литература

1. Сталин И.В. Cочинения. – Т. 18. – Тверь: 2006. С. 250.

2. Борискин Н. Как ЕАО чуть не оказалась в Крыму // Биробиджанер Штерн : газета. – Биробиджан, 2012. – 29 Февраль – № 8 (14273).

3. Там же.

4. Википедия.

Использованы

- картина Рустема Эминова «Поезда смерти». 1997 г. 

- плакат времен Второй мировой войны.

21.10.2021

Предатели о «предателях»

Писатель, педагог и врач Януш Корчак (1878-1942) мог бы прожить дольше, чем прожил. Накануне войны с нацистами он не захотел бросить «Дом сирот», где работал, и уехать из Польши. Отказался уйти из варшавского гетто куда перевели сирот, хотя возможность такая у него была. Отказался оставить двести «своих» детей, которых вели на смерть. Когда Я.Корчаку предложили спастись, он спросил: «Как можно оставить детей одних в несчастье? А если оставить, то как можно после этого жить?» И … вошёл вместе с ними в газовую камеру.

Когда в конце 1920-х в СССР начались репрессии, многие крымские татары, бывшие в то время за границей, стали возвращаться в Крым. Среди них такие известные люди, как Шевки Бекторе, Амди Герайбай, Бекир Чобан-заде. Друзья их предупреждали: не возвращайтесь, здесь опасно. Но как они могли оставить народ в несчастье? 

Вернувшись, они прошли через аресты, жесточайшие пытки и были расстреляны. Только Ш.Бекторе, тяжело больного, удалось спасти, так как он оставался гражданином Турции. 

Один из современников Номана Челебиджихана свидетельствовал, что накануне расстрела тому предложили бежать из тюрьмы. Челебиджихан отказался, сказав, что его смерть привлечет внимание общественности к бедственному положению крымскотатарского народа. Через три года после факела, зажжённого смертью Челебиджихана, была создана Крымская АССР.

А теперь послушайте, что сказала о таких людях историк Гульнара Бекирова на телеканале АТР в ток-шоу «Kopur / Мост» [смотрите с 1:15:15]*. 

Осман Пашаев:

– Из первой плеяды Автономии [19]21 года кто остался жив... из тех, кто повёлся с большевиками?

Гульнара Бекирова:

«Писатель… Умер Ипчи выжил… купил себе… не на много, на семь лет купил себе свободы. Асан Сабри Айвазов – за счёт его сотрудничества с… по сути, предательства, он продлил себе жизнь всего на восемь лет… Номан Челебиджихан погиб в феврале [19]18 года. Хаттатов… в [19]38-ом… Джафер Сейдамет – это умнейший человек, который первым разобрался в природе большевистского режима и понял, что абсолютно никакого сотрудничества быть не может. Он дожил до [19]60-го года и умер в Стамбуле. И конечно, весь этот ужас, который случился с его народом, он, конечно, наблюдал…[из Турции]»

Ни один человек в студии не возразил! Получается, по их молчаливому согласию, оставшиеся на родине были предателями, а эмигрировавший в 1918 году в Турцию и наблюдавший оттуда за трагедией своего народа Дж.Сейдамет – образец для подражания и «умнейший человек». 

Кто же тогда поступивший как раз наоборот Номан Челебиджихан? Идиот, что ли? 

«Историку» не хватило смелости произнести это слово вслух. Но намёк бесстыдно прозрачный:  кто бежал из Крыма в 2014-ом и сейчас стоит в телестудии в Киеве, – это «ум, честь и совесть» народа, а не обывательская трусость. На самом же деле они себя тешат, а нас обманывают. Ведь с 2014 года на бездеятельную украинскую власть они голоса не поднимают, а их храбрости хватает только на то, чтобы вешать ярлыки на ярких, талантливых, честных патриотов Крыма, погибших много лет назад. 

Далее речь зашла о Крыме после 2014 года.

Рефат Чубаров:

«…В Крыму появились люди [крымские татары], которые думают о том, что, зайдя во власть, они могут каким-то образом защитить интересы и права крымскотатарского народа. Представьте себе, что точно так же думали люди и в [19]21-ом году…»

Осман Пашаев:

– Аналогии очень близкие! Сотрудничать или не сотрудничать, идти [во власть] или не идти. Или, как Джафер Сейдамет, правильно понять и сразу уехать в Стамбул. И спокойно… уйти…

Рефат Чубаров:

«…Когда мы говорим о путинской России и её приходе на украинскую территорию в Крым, то говорить о том, что можно через участие в структурах власти хотя бы в какой-то мере обеспечить интересы, в какой-то мере защитить народ… я понимаю истоки таких намерений. Но это просто невозможно. Вот в гестапо можно войти только с одной целью: занести туда взрывчатку, заложить и взорвать гестапо. Но зайти в гестапо для того, чтобы попытаться гуманизировать гестаповцев, – просто невозможно. Этот принцип также уместен по отношению к путинской России».

Раз уж пан Чубаров заговорил о гестапо, эту мысль можно развить.

Когда в Великую Отечественную враг ступил на территорию СССР, то вся страна встала под ружьё. Из Крыма все мужчины призывного возраста тоже ушли на фронт. Оставшиеся – в партизанские отряды. 

Что делала Украина, когда в 2014-ом «російські окупанти» вошли в Крым? 

Смотрела «Квартал-95» и, обсуждая события в Крыму, сидела в соцсетях, обмениваясь на форумах вот такими фразами: «Не сссы, братан, татары отобьют нам Крым.»

Что сделали так называемые лидеры крымских татар? 

Бросили свой народ «під чобіт окупантів» и первыми сбежали из Крыма. Никто из них не встал и не сказал:

– Мой любимый, мой дорогой, мой несчастный народ! Если Украина не собирается защищать  Крым, возьмём же в свои руки свою судьбу, очистим Родину от оккупантов и станем независимым ни от Украины, ни от России государством! Родина или смерть!

Нет, никто ничего подобного не сказал. Наоборот, вначале объявили, что крымским татарам нужно идти во власть – и пошли. Потом передумали – и сбежали под крыло тех, кого яростно ругали 25 лет. 

Почему? 

Потому что умные: знали, что если, допустим, вдруг вооружить до зубов всех татар Крыма, включая стариков, женщин и младенцев, то и тогда «армия» в 300 тысяч душ, разбросанных по всему полуострову, не одолеет Россию, вооружённых сил которой побаиваются даже США. И поступили, как их кумир и «умнейший человек». 

Однако, в отличие от него, оказались чрезвычайно мерзкими людьми. 

Разместив свои ж@пы в безопасном месте, начали с того, что стали:

- обвинять свой народ в сепаратизме. В многонациональном Крыму с населением свыше миллиона человек только крымские татары стали в их устах саткъынами; 

- угрожать, что «когда вернёмся, будем судить каждого, не исключая и уборщицу, мывшую полы «в гестапо». Несколько тысяч крымских татар последовали их примеру: уехали из Крыма и оттудова активно осуждают соочественников, оставшихся на Родине;

- заставлять руководителей некоторых крымскотатарских общественных организаций, таких, например, как «Маарифчи», прекратить свою деятельность. Ни одна власть не могла запретить творчество национальной ассоциации работников образования, а бежавшие в Украину сделали это в два счёта; 

- и так далее, и тому подобное, но всё такое же антикрымскотатарское.

И это не всё. Дальше – страшнее и подлее.

Ленур Ислямов, вице-президент Всемирного конгресса крымских татар, в своих выступлениях, обращаясь к крымским татарам, повторяет:

– Нам придётся это сделать кровью определенных людей.

– Да, прольётся ваша кровь, да, некоторые из вас умрут, умрёте, но надо освобождать свою родину. 

Заметьте: он не использует слово МЫ. 

Значит, точно знает, кто ОНИ сами и кто овцы на заклание. И вот этому подтверждение.

Несколько лет назад в «Kopur / Мост», посвящённом теме «возвращения Крыма Украине», помилованный В.Путиным заместитель председателя Меджлиса Ахтем Чийгоз признался:

«Протестность общества в Крыму играет ключевую роль и в Украине, и на мировой арене. Мы на неё опираемся в своей работе… мы должны стимулировать эти протесты, мы должны продолжать эту стимуляцию протеста… Вот сегодня арестовали ещё одну нашу девушку за то, что она вышла с пикетом… теперь против разрушения исторического объекта Ханского… И это стимулируется отсюда… Мы инициируем… Оттуда, с Крыма, мы ждём протестов».

Представитель украинской партии:

– Это в десятки раз более эффективно, нежели все действия чиновников здесь.

Ахтем Чийгоз:

– А вы говорите, что никто ничего не делает! [смотрите видео ниже]


Вдумайтесь в чудовищность сказанного!

Работа государственных учреждений Украины не эффективна. Их нерасторопность или недееспособность Меджлис компенсирует организованной им «протестностью» крымских татар в Крыму. Что сталось с той девушкой, которую арестовали? Что стало с другими, ей подобными? Как сложатся их судьбы, сколько слёз прольют их родители, дети и близкие? Кого в Киеве это волнует? 

Что значат жизни наивных честных простаков по сравнению с «мировыми» целями Меджлиса, ради которых он скрупулёзно создаёт образ крымских татар как «самого подозрительного, опасного элемента крымского общества», настраивая против них не только власть, но и население. Чего он этим хочет добиться? 

Заявляет так: «Вернуть Крым Украине». На боли, на крови, на слезах, на утроенных трудностях крымских татар – НЕ крымским татарам, а Украине. 

При этом «протестность» украинцев, проживающих в Крыму, равно нулю.

Заместитель председателя Меджлиса с гордостью отчитывается перед хозяевами: «арестовали ещё одну нашу девушку, мы это стимулируем и инициируем». И обижается, что их труд не оценили: «А вы говорите, что никто ничего не делает!» И ведь правду говорит – они очень много делают: руки, уже, наверно, по локоть в крови… А мимоходом можно и великих людей прошлого обвинить в том, что не сбежали вовремя из Крыма, что пожертвовали собой ради народа.

Никак не пойму: почему чем хуже крымским татарам в Крыму, тем бежавшим в Украину лучше? То ли бизнес свой в Украине нужно сохранить любой ценой, то ли выполняют чьё-то ответственное задание: вывести из Крыма всех (до последнего) крымских татар? 

Так ведь это торговля собственным народом. Это и есть настоящее предательство.

_____

* [Замечания в квадратных скобках мои. – Л.Ю.]

г. Нью-Йорк

21.08.2021

Поздравление с новорожденным




«Потрясающий крымскотатарский язык. Поздравляя всех с рождением ребенка, говорят: «Янъы дюнья хайырлы олсун!» В этих словах – философия народа: «Каждый человек – это огромный, уникальный и неповторимый мир, который рождается и уходит вместе с ним.  Поэтому крымские татары желают: «Пусть Новый мир будет счастливым, добрым и творящим благо!»

Утверждают, что в современном мире существует примерно шесть тысяч языков. Каждый язык уникален, потому что был рожден людьми, которые в силу своей исторической общности по-своему видели, понимали и интерпретировали мир. Народ создавал язык, а язык, в свою очередь, формировал характер самого народа. Язык – душа и мировоззрение народа.

В традиционном поздравлении-пожелании, которое крымские татары используют испокон веков, – глубочайшее уважение к человеку и понимание ценности каждого, ибо в этой фразе априори утверждается:

- право ребёнка на индивидуальность (новый мир); 

- ответственность родителей за дитя (пусть новый мир будет счастливым, добрым);

- обязанность растущего человека творить добро (хайырлы – делающий добро, благо).

17.08.2021

Хыдырлез




Один из древнейших праздников крымских татар – Хыдырлез – начинался с утренней молитвы. Затем люди шли к реке или роднику поблизости, очищали их от ила и мусора: «козюни ачмакъ» – «очистить хрустальное око земли». Заканчивался праздник всеобщим весельем.

Подробнее читайте здесь: Праздник, встречающий летоГлаз в символике крымских татар

24.06.2020

В скифской обуви – по Крыму

Культуры древних племен, сыгравших свою роль в этногенезе крымскотатарской нации, оказали влияние и на формирование национальной одежды и обуви. Наиболее яркий след оставили скифы.

05.05.2020

Дело в шляпе

Крымские татары. Фото из коллекции Низами Ибраимова. Фрагмент.

Низами Ибраимов на своей странице в Фейсбуке написал:

«Во многих культурах головной убор, который снимает мужчина, – это знак покорности, готовности отдать голову... как бы согласие положить её на плаху. 

А у крымских татар и у некоторых кавказских народов снять шапку на людях – равносильно публичному обнажению, примерно как снять штаны... Это было оскорбительно не только для того, кто снимал шапку, но и для тех, кто при этом присутствовал».

12.03.2020

Крым четыреста лет назад. Часть 1

Каралез в Крыму. Резиденция принцессы Адиль-Беи. 1860-е. Рисовальщик: Фероджио, Франсуа Фочун Антуан (1805—1880)
Фонды Крымского исторического музея-заповедника, г. Бахчисарай

11.03.2020

Крым четыреста лет назад. Предисловие

Фрагмент иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
Художник Вардгес Суренянц. 1860-1921
https://www.facebook.com/groups/YaniDunya/permalink/1644722665675036/

Трудно себе представить, как жили люди четыреста лет назад. Впрочем, мы знаем, что тогда в Европе из-за неустроенности городов, общей антисанитарии и войн с постоянной периодичностью вспыхивали эпидемии чумы, тифа, холеры, кори, сифилиса, бешенства и что пройдет более 250 лет, прежде чем полиция запретит выливать нечистоты на улицы европейских городов (так, в Париже это произойдет лишь во второй половине XVIII в.). В то же время – в 1600 году – в Риме за инакомыслие сожгли на костре Джордано Бруно. В 1607-м  Англия захватила Виргинию, свою первую колонию в Северной Америке, нещадно уничтожая индейские племена: чероки, чикахомини, мехеррины, монаханы, памунки и др. – все они практически исчезли с лица Земли.

Как жили в те времена крымские татары? По представлениям некоторых, носились по степям их дикие орды, грязные, жестокие, резались за добычу, не признавая никаких законов, не зная милосердия… 

Недавно переведенные на русский записи крымских судей*, сделанные в 1609-1613 годах, свидетельствуют об обратном. Итак, несколько разнородных фактов из жизни крымских татар, благодаря которым можно воссоздать атмосферу всего государства. Повторюсь: только факты. Без художественного вымысла, без фантазий и ложных стереотипов, которые создавали и пытаются создавать некоторые псевдоисторики.

__________
* Рустемов О. Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017. – С. 56, 69, 91, 111, 116, 117, 118, 143, 148, 163, 164, 183, 185, 213, 225, 226.

07.03.2020

Духи из низшей мифологии крымских татар


В 2008 году в рамках крымской программы по защите родного языка пьеса-сказка Юсуфа Махульдура на крымскотатарском языке «Орман давасы» (Лесная история) была отмечена денежной премией Рескомнаца АРК.

Действующие лица сказки – духи, нечистая сила. Несмотря на авторские ремарки, указывающие, злой или добрый дух действует в пьесе, сказка получилась не страшной, а веселой и доброй, в конце которой все эти духи, объединившись, победили общего врага.

С точки зрения изучения фольклора и низшей мифологии крымских татар очень интересен список действующих лиц сказки. Привожу его ниже.

02.03.2020

Духи в крымскотатарской демонологии


В наши дни практически совсем не уделяется внимание  изучению мифологических легенд, доисламской и низшей мифологии крымских татар. Хотелось бы собрать как можно больше такого материала, быличек, историй о суевериях и поверьях. Поэтому интересны все сведения, касающиеся этого раздела крымскотатарского фольклора.

В сферу низшей мифологии, согласно мнению ученых, входят мифологические существа, которые не имеют божественного статуса, различные демоны и духи. Многие народные суеверия крымских татар связаны с духом «жин» «ажин» (джинн).

Эти таинственные существа, по сведениям информаторов, водятся в грязных местах (помойка), на пустырях, в развалинах, на кладбище, под ореховыми деревьями. Они активизируются в сумеречное время и ночью. Поэтому нежелательно в это время суток покидать жилище, отправляться в дорогу или ложиться спать под орехом. Злые духи могут искривить человеку рот и даже лишить его речи, рассудка или парализовать. Как вспоминает Эмине Зейналиева из Симферополя, такой результат воздействия духов на человека крымские татары называли словом «чарпынмакъ».

Духи могут принимать различные образы. Вот одна из таких историй, случившаяся в первые годы после окончания Второй мировой войны с молодым крымским татарином в ссылке, в г. Намангане. Зия, так его зовут, вернулся с работы на заводе во вторую смену. Жил он с родителями в большом общем дворе семей на 40-50. Было лето, около 12 часов ночи. Решил напиться из колонки в центре двора. Ополоснул руки, набрал в ладони воды, разогнулся – прямо перед ним стояла незнакомая красивая молодая женщина с маленькой девочкой на руках. Не успел удивиться, как она сунула ему ребенка в руки: «Подержите, пожалуйста, я в туалет схожу». Понятное дело, в общем дворе был общий туалет. Красавицы долго не было. Преодолев стыдливость, парень подошел к туалету, стал звать женщину. В ответ – тишина. Он решился заглянуть внутрь: вдруг упала и лежит в голодном обмороке? Никого нет! Возвращаясь, Зия глянул в полуоткрытые ворота двора. Далеко в проулке между узбекских глинобитных домиков в желтом лунном свете увидел темную фигуру удаляющейся женщины.

Голодное послевоенное ссыльное время. Тогда детей часто тайком подбрасывали к воротам милиции, детских домов или незнакомых людей. «Подбросила!» – была первая мысль молодого человека, и он решил во что бы то ни стало догнать женщину и вернуть ей ребенка. Но как бы ни был он молод, как ни старался идти быстро, расстояние между ним и беглянкой не сокращалось. Вот она ступила на территорию городского кладбища, но парень уже забыл об осторожности и последовал за ней. Она вошла в небольшой прикладбищенский домик. Он – следом. Его ослепил яркий свет, оглушили громкая музыка, смех, веселая пляска…

Зия очнулся от нестерпимо палящих лучей солнца с ужасной головной болью. Где он? Что с ним? Огляделся – какая-то вонючая свалка на пустыре… Долго сидел, сжимая голову и ничего не понимая. Там его и увидели случайные прохожие, привели домой совершенно больного, с перекошенным ртом. Родители долго «отчитывали» сына у какой-то набожной старушки. Со временем здоровье его восстановилось, лицо приняло правильные очертания, и только в минуты сильного волнения рот слегка кривился… Крымскотатарские старики, вспоминая былое, могли назвать имена многих, о которых говорили, как и о Зие, – «чарпынды».

Согласно представлениям крымских татар, подобные случаи предполагали не только особые правила поведения, о которых говорилось выше (по возможности не выходить из жилища после наступления сумерек, отправляться на ночь глядя в дорогу или ложиться спать под орехом), но и особые формы взаимодействия. Например, 1) если ночью кто-то постучал в дверь или в окно, надо громко спросить: «Ким сен?» (Кто ты?). Человек назовет свое имя, нечистая сила сгинет молча, без ответа; 2) если произойдет встреча с незнакомым человеком после захода солнца (вечером, ночью), то, прежде чем заговорить с ним, надо посмотреть на его ноги. Злой дух, хоть и выглядит, как человек, но ноги у него заканчиваются копытцами. И если человек увидит его копытца, то жин пугается и исчезнет, не причинив вреда.

Подобные истории отражают, по мнению специалиста Института народоведения НАН Украины К.Ю. Рахно, «восприятие дорожного пространства и его опасностей с точки зрения оседлого человека, а не кочевника». Дальнейшее изучение данного аспекта фольклора восстановит утерянный баланс культуры крымских татар.

28.01.2020

Рабство в Крыму: курьезный случай

«Человек мой дорогой...»


В крымском мусульманском праве все документы, содержащие решения, постановления и выписки суда, начинались, как правило, с вводной фразы, например: «Поводом для начертания сих письмен и уложения их в строки явилось то, что…» или: «Причиной написания сих строк и обращения к книгам законов явилось то, что…». После «что» следовало краткое содержание иска или спора*.

Рабство в Крыму: жалоба невольницы

Крепостная актриса в опале,
кормящая грудью барского щенка. Фрагмент.
Н. Касаткин. 1928 г.

В поэме крымскотатарского поэта Махмуда Кырымлы «Юсуф и Зелиха» (1212 год) есть знаменательный эпизод, в котором рабыня-иудейка, кормившая грудью сына пророка Якуба, в отчаянии обращается к Аллаху с просьбой наказать своего хозяина, потому что он разлучил ее с родным ребенком, продав его в Египет. Вскоре Якуб тоже потерял любимого сына.

27.01.2020

Рабство в Крыму: мировое соглашение и вольные

Английское рабовладение
Был ли в мировой судебной практике прецедент, когда владелец невольника заключал с ним мировое соглашение? 

Был. В Крымском ханстве.

Рабство в Крыму: любовь

Музей истории рабства и линчевания в США

Продолжим чтение судебных документов Крымского ханства в 1608-1613 гг.* В этот раз предлагаю три дела, в которых сквозь сухие строки протоколов неожиданно прорываются радостные чувства материнства, отцовства и любви в общем (в сокращении).

Рабство в Крыму: парадоксы реальности

Продажа крепостных крестьян с аукциона. Фрагмент
Худ. К.В. Лебедев  (1852-1916)
Жуткие истории о работорговле в Крыму, о злых крымских татарах-охотниках за живым славянским товаром, честно говоря, давно набили оскомину. 

Возвращаюсь к данной сложной теме не для того, чтобы сказать, что Крым не только существенно уступал Древней Греции, Риму, Великобритании, Франции, Голландии, Португалии, России, США в масштабах работорговли, но он относился к рабам так, что и представить сложно!

21.01.2020

Тяжбы о разводе и алиментах в Крымском ханстве

Бахчисарайский фонтан. Рис. А.П. Могилевского. 1937 год.
О том, какими были крымские татарки в далеком прошлом, можно судить, в основном, по описаниям путешественников и этнографов, а точнее, по их субъективному взгляду на чужой, экзотичный для них народ. И конечно, это были, в первую очередь, описание внешности, одежды, быта.

Благодаря труду О.Д. Рустемова*, который перевел тексты записей судов шариата Крымского ханства начала XVII – середины XVIII вв., крымскотатарские женщины данного периода предстают перед нами в ином ракурсе. Приведу из данной работы четыре эпизода о разводе и алиментах (в сокращении).

19.01.2020

Тенгриверди, Танрыверди, Аллахверди


Некоторые имена жителей Бахчисарайского кадылыка, записанные в Кадиаскерских книгах Крымского ханства в 1608-1613 годах.*

14.01.2020

Наш суд, самый гуманный суд в мире


Иностранные послы и дипломаты, не раз посещавшие и подолгу жившие в Крымском ханстве, отмечали качественную и эффективную работу Суда и судей. Результат – преступность в государстве практически отсутствовала. В частности, об этом пишет М. Броневский, «Описание Татарии» которого было издано в 1595 г. в Кёльне. Документы этого периода собраны в книге О.Рустемова «Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы»  (Симферополь, 2017).

Какими были решения и приговоры Суда?
Из 353 текстов записей Судов Шариата (1608-1613 годы), переведенных на русский язык автором названного труда, мною выбраны – для сравнения – восемь гражданских исков и уголовных дел. Выводы не делаю. Привожу сокращенные отрывки.

1. Кузи, сын Джан Османа, вызвав в собрание Суда Акай Гази, в его присутствии заявил: «Акай Гази убил моего родного сына. Пусть будет опрошен». Опрошенный Акай Гази дал отрицательный ответ. По требованию к Кузи дать ясные доказательства, оказался он бессилен. Акай Гази на предложение принести клятву – поклялся именем Аллаха. Решение об избавлении его (от наказания) было принято и зарегистрировано. Год 1608. (С. 51)

2. Муселли сын Музаффера вызвал в собрание Суда Реджеба Суфи: «Означенному Реджебу я передал для продажи кувшин мёда. Ныне же он мой кувшин разбил, требую его». Сразу после слов его был опрошен Реджеб, который ответил, что разбил его случайно и поклялся именем Аллаха, что именно так и было. Было принято решение об избавлении его от уплаты». (С. 129)

3. Хусейн сын Сефера вызвал своего брата Мехмеда в собрание Суда и заявил: «Указанному Мехмеду я передал своего коня для дальнейшей продажи. Теперь же требую стоимость его». Упомянутый Мехмед ответствовал: «Частью наличными сразу, остальное долями было ему отдано». Но он не в силах был доказать свои слова. Тогда упомянутому Хусейну было предложено принести клятву. Он поклялся именем Аллаха, решение было принято в его пользу, а стоимость коня оценена в шестнадцать хасене». (С.104)

4. «Асу поклялся во имя Аллаха. На основании сказанного было принято и зарегистрировано решение о том, что упомянутый черный конь его собственность». (С. 127)

5. Хызыр сын Юнуса вызвал в собрание Суда казака по имени Касым: «Означенный казак Касым убил моего младшего брата Байрама Ходжу в местечке Азаб Хани, пусть он будет опрошен». Сразу после слов его был опрошен упомянутый Касым, который отвечал с признанием: «Байрама Ходжу я убил топором и, переодевшись в его одежду, ушел». По признанию его было принято и записано решение о кысасе (смертная казнь, по принципу «кровь за кровь»). Год 1609. (С. 131)

6. Сефер сын Тенике в собрании Суда Шариата в присутствии Бали сына Тенике заявил: «Он убил одну кобылицу, ударив ее ножом». Отрицая это, Бали поклялся именем Аллаха. Зарегистрировано оправдание. Год 1609. (С. 133)

7. Хаджи Юсуф, отрицал это. Тогда предложено было ему принести клятву, что это не так. Был зарегистрирован отказ Хаджи Юсуфа принести клятву. Год 1609. (142)

8. Родственники убиенного Хусейна сына Айяза (4 человека), жители деревни Чёкбийим, призвав к ответу на Высокий Суд Шариата Мевлюда сына Али, сообщили, что он без причины ударил ножом Хусейна и убил его: «Требуем крови его и пени за кровь». Как закончили они, опрошен был упомянутый Мевлюд, который отрицал, что это был он. Тогда вышли два свидетеля, которые в присутствии Мевлюда заявили: «Он говорил и признавался: «Если Хусейн умрет, пусть на мне это будет». Тому мы свидетели и свидетельства свои приносим». После слов упомянутых свидетелей вынесли решение о кысасе (смертная казнь). Однако жители указанной деревни принесли клятву* в том, что Мевлюд не виновен. На этом основании был вынесен оправдательный приговор, который избавил Мевлюда от платы за кровь и прочих исков, связанных с этим убийством. Год 1609. (С. 137)

* Cemi’an qasame – юридический термин, означающий следующее: когда убийца в доподлинности не известен, 50 человек жителей местности, где было совершено убийство, приносят клятву в виновности подозреваемого и обрекают его на смертную казнь, либо клянутся в его невиновности, что служит основанием для оправдания. (Примечание Олега Рустемова).

В заглавии использована цитата из советского художественного фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».